Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

миядзаки хаяо

Энциклопедический словарь

МИЯДЗАКИ Хаяо - МИЯДЗА́КИ Хаяо (Hayao Miyazaki) (р. 5 января 1941, Токио), японский мультипликатор, один из крупнейших режиссеров в истории анимационного кино. Во время войны родители Хаяо бежали из Токио от американских бомбардировок и обосновались в Уцуномии - городе в ста километрах от столицы. Миядзаки-отец владел небольшой фирмой, выполнял военные заказы и обеспечивал семье безбедное существование. Окончив школу, Хаяо поступил в университет, где изучал экономику, но одновременно совершенствовал свое мастерство художника. В 1963 году Миядзаки начал работать на студии мультипликации кинокомпании «Тоей» и участвовал в создании полнометражного фильма «Верные слуги-псы» - мультипликационной версии средневековой японской повести «Сорок семь ронинов» (режиссер Сиракава Дайсаку) и фильма «Космические путешествия Гулливера» (1965, режиссер Курода Масэо). Хаяо был одним из немногих японских мультипликаторов, не имевших специфического опыта работы над комиксами-манга. В отличие от многих Миядзаки был убежден, что средствами мультипликации можно сделать достаточно сложный и глубокий фильм, который был бы способен заинтересовать не только детей, но и зрителей всех возрастов.

В 1965 году Миядзаки вместе с Такахатой Исао приступил к работе над крупнобюджетным мультфильмом «Приключения солнечного принца Гора». Работа над ним была окончена летом 1968 года, и результат был высоко оценен критикой. Тем не менее фильм провалился в прокате. В 1969 году Миядзаки ушел из «Тоей» и долгое время работал раскадровщиком в компании «Ниппон Анимейшен», которая специализировалась на мультипликации для телевидения. Миядзаки участвовал в создании целой серии мультипликационных экранизаций классических книг. Лишь в 1978 году он поставил как режиссер мультипликационный телевизионный сериал «Конан - мальчик из будущего». Несмотря на ограничения, связанные с телевизионным форматом, здесь Миядзаки добился существенных технических достижений. Спустя год на студии «Телеком Анимейшен Филм» режиссер поставил фильм, который признают его первым шедевром, - «Забавные приключения господина Волшебная Птица». Затем последовали «Замок Калиостро», мультисериалы «Люпен III» (по мотивам произведений французского писателя 19 века Мориса Леблана) и «Великий детектив Холмс». В 1984 году на экраны выходит фильм «Навсикая в долине ветров», основанный на его собственном комиксе. Фильм имел большой успех и был награжден многочисленными премиями международных кинофестивалей.

Триумф «Навсикаи» позволил режиссеру в 1985 году основать собственную студию «Гибли», где были созданы полнометражные фильмы «Небесный замок Лапута» (по мотивам книги Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»), «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке» (1997).

В 2001 году на экраны выходит новое творение мастера «Унесенные призраками», которые получили приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля. Во всех фильмах Миядзаки ощущается присущий ему гуманизм и обеспокоенность будущим человеческого общества. Хотя фильмы режиссера специфически японские по ощущениям и образу мышления, их эстетика и напряженная драматичность универсальны по своему воздействию. Графику фильмов Миядзаки отличает точность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.

Полезные сервисы